Зелёная лента / Green feed

Радио Sputnik: За полярным кругом: как в Мурманске борются с угольной пылью

Мурманский морской торговый порт отчитался о результатах экологической программы: территорию закрыли яркими защитными экранами, установили водяные пушки. Оценить "зеленые" проекты порта и полюбоваться работой кранов отправился корреспондент радио Sputnik.
Здание вокзала со шпилем и звездой на верхушке, ирландский паб, ставший традиционным для российского города, ледовый дворец и сразу за ним плавательный бассейн – так выглядит центральная улица Мурманска, если читать вывески на домах из окна машины. Но по факту центр Мурманска находится совсем в другом месте – в порту. С него город когда-то начинался – до появления порта ничего не было, даже поселка, – им сегодня живет и дышит во всех смыслах. Порт дает рабочие места жителям города и занимает приличную часть городского ландшафта, фактически он "живет" внутри города. И, как любой житель, оставляет следы жизнедеятельности.

Пару лет назад фотографии черного снега на улицах Мурманска попали в региональные, и не только, блоги и газеты. Экологи, журналисты и местные жители тут же указали в сторону порта – ищите причины черного налета на домах и дорогах там, говорили все в один голос. И аргументы в пользу такой точки зрения были и есть – 95% грузооборота порта приходится на уголь, а его обработка происходит открытым способом. Это значит, что уголь перегружают из вагонов, хранят и грузят на судно буквально под открытым небом. Как следствие – пыль и сажа, которые подхватывает ветер и разносит по городу.
Уйдет ли угольная пыль? Так звучал самый популярный вопрос от журналистов на встрече с руководителями порта. Это уже в прошлом – был не менее популярный ответ.
"Тезис о том, что снег в городе черный – из прошлого, нам всем надо перезагружаться. Если мы постоянно об этом говорим, он и будет, наверное, черный, но его нет…. Делаем все максимально возможное, чтобы влияние нашего предприятия на окружающую среду было минимальным, лучше, чтобы его вообще не было, за пять лет мы много чего достигли", – объяснял замдиректора по логистике Сибирской угольной энергетической компании (СУЭК) Александр Масько.
Компания единоличный собственник порта с 2012 года, отсюда и характер грузов.
Собственно, вся территория порта, куда журналисты и руководители отправились на ознакомительную прогулку, занята железнодорожными путями, вереницами вагонов, горами угля и большим количеством кранов. Краны работают медленно и в чем-то медитативно для стороннего наблюдателя – движения неторопливые, от точки до точки, с обязательным наклоном "шейного отдела". Названия кранов вдохновляющие, с элементами полета и силы – Аист, Витязь, Сокол.

Порт незамерзающий, с широченной географией перевозок по Арктике – Шпицберген, Земля Франца-Иосифа, Диксон, Дудинка, Хатанга – туда из Мурманска уходят угольные грузы. Два года назад взялись за чистоту воздуха, всего в экологическую программу порт вложил почти 3 миллиарда рублей. Эко-обновления прошли под флагом федерального проекта "Внедрение наилучших доступных технологий" (НДТ), который входит в нацпроект "Экология".
Чтобы всем стало лучше жить, порт запустил несколько "зеленых" элементов. Во-первых, экологическую диспетчерскую. На деле – небольшая комната, где за столом со множеством экранов сидит симпатичная девушка-диспетчер. Ее задача – вовремя среагировать, когда на экране появляется красное пятно. Это сигнал о том, что обнаружена предельно допустимая концентрация вредных веществ, которая может выйти из рабочей зоны предприятия, другими словами – попасть в город. На территории порта 29 постов мониторинга, которые меряют уровень пыли. Если прогноз плохой или красное пятно выросло, работы с углем могут быть остановлены, либо включаются механизмы так называемого пылеподавления – пушки орошения. Всего их 17 – 14 стационарных и три мобильных, летом на грузы и склады они распыляют воду, а зимой при температуре до 30 градусов – снег.
Гордость порта – пылеветрозащитные экраны. Их трудно не заметить: высота 20 метров, длина – почти 20 километров, сделаны в России. Экраны разрушают воздушные вихри и снижают скорость ветра. Например, если перед экраном ветер дует со скоростью 12 метров в секунду, то в зоне за краном его скорость снижается до 3 метров. Именно поэтому пыль не поднимается и остается внутри рабочей зоны. Считается, что эффективность такой защиты – 90%. Что бросается в глаза – экраны разноцветные, раскрашены во все цвета радуги, от оранжевого до синего и зеленого. Цветная история не случайна: световой день зимой и осенью в Мурманске предельно короткий, к концу года солнце и вовсе исчезает. Чтобы было понятнее, мы были в порту в конце ноября, дневной свет появился за 45 минут до полудня, а через три часа уже исчез.
Цвет здесь добавляют во все: пушки, распыляющие снег над горой угля, подсвечены фиолетовым прожектором, машины, смывающие пыль с дорог, – зеленого цвета. Ну а ночью включается крановая подсветка – такой привет северному сиянию, если смотреть издалека. Чтобы бросить взгляд на порт сверху и увидеть крановые огни, нужно подняться на гору, где стоит памятник "Алёша", мемориал "Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны". Если повезет и не будет сильного ветра, можно довольно долго любоваться разноцветными фигурами кранов и слушать музыку "металла" – звуки работающих с грузом машин.
Место популярно у туристов, среди них есть и гости из Китая: то ли ищут следы предков, которые когда-то строили порт, то ли планируют рождение детей – по народной легенде, зачать ребенка под северным сиянием получается быстрее. В порту к китайским туристам привыкли – многие из них пытаются попасть на территорию на экскурсию.

Ждать ли в Мурманске черный снег в этом году? Вопрос скорее к экологам, порт свои "зеленые" задачи считает выполненными, а проблему с угольной пылью решенной. Неделю назад снег был белым, ветер тихим, что будет дальше – покажет зима. За полярным кругом она очень длинная.

Автор Полина Воронина, радио Sputnik

Подробности по ссылке:
https://radiosputnik.ria.ru/20191207/1562059109.html








Окружающая среда Новости